Насилие в интернете: как защититься от кибербуллинга?

05.03.2020

Виды агрессии в интернете

Троллинг. Самая безобидная форма. Он заключается в написании провокационных сообщений на форумах, которые предполагают дальнейшее оправдание, опровержение информации, спор или оскорбление их написавшего. Те, кто занимаются подобного рода провокациями, называются троллями, и общаются в сети почти исключительно с целью вызывать негативные эмоции у участников форумов.

Флейм. Или, говоря по-русски, перепалка, ссора. Часто возникает как результат троллинга. При флейме участники сообщества иногда напрочь забывают с чего, собственно, все началось, и с головой погружаются во взаимные оскорбления. На форумах также попадаются убежденные сторонники или противники каких либо идей и взглядов. Они обязательно попытаются обнародовать свои воззрения, и обязательно столкнутся со своими оппонентами, так же последовательно придерживающихся противоположных взглядов. В этом случае возникает то, что в шутку называют «холивар» (священная война). И тогда начавшееся вполне мирно обсуждение отвлеченных предметов переходит на личности, и заканчивается массовой перепалкой представителей разных сторон.

Нападки. Это постоянно повторяющиеся негативные или оскорбительные высказывания в адрес конкретного участника или группы в каком-либо интернет-сообществе. Если флейм в принципе есть явление хаотическое, то нападки, напротив, продуманы, организованы, и имеют определенную цель, что делает их более опасными. В некоторых случаях нападки могут перейти в травлю, если нападающих существенно больше, чем жертв. Хорошо организованная травля может стать причиной нервного расстройства у чувствительного человека, не знакомого с навыками психологической защиты.

Клевета. Это уже серьезно. Клеветники обычно регистрируются во множестве сообществ, и распространяют одинаковые сообщения клеветнического содержания. Иногда информация сопровождается выкладыванием в сеть фото- аудио- и видеоматериалов, в том числе и сфабрикованных. Клевета требует известных усилий, поэтому к ней прибегают либо психически больные люди, либо оплачиваемые специалисты по черному пиару. Действия первых обычно хорошо видны (как и их психические отклонения), и не приносят существенного вреда. Зато действия вторых, особенно с привлечением большого штата работников, способны причинить существенный вред имиджу личности, и, тем более, организации.

Самозванство. Более изощренный прием. Атакующий представляется в сети именем жертвы, и компрометирует ее, рассылая спам, неприличные или провокационные письма.

Кибербуллинг – это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала. Если при обычном буллинге используются вербальные и физические акты насилия, в том числе и психологического, то для кибербуллинга нет необходимости личного присутствия. Все действия совершаются с использованием имейлов, сообщений в меседжерах и соцсетях, а также посредством выкладывания фото и видео-материалов, содержащих губительную для репутации жертвы информацию, в общественную сеть.

Как противостоять агрессии и насилию в сети

Самое главное – иметь высокую самооценку, которая никак не зависит от мнения других людей. Кто твердо знает себе цену и не нуждается в ее подтверждении со стороны, тот никогда не унизится до перепалки с троллем или оправданий. Абсолютно уверенный в себе человек с легкостью подарит окружающим возможность думать и говорить все, что угодно. В любом случае себя и свое душевное спокойствие нужно ценить намного выше мнений случайных оппонентов по сетевому общению.

Быть независимым от сообществ. Если долго и много общаться на каком-либо форуме или в блогосфере, может появиться зависимость от ресурса. В этом случае порча отношений с виртуальными собеседниками или бан могут привести к печальным психологическим последствиям. Если очень хочется общаться, то лучше делать это в разных местах.

Создать себе имидж. Нужно зарегистрироваться на популярных ресурсах и разместить правдивую информацию о себе. Это сведет на нет усилия «оборотней» и двойников. Также не стоит забывать о правилах техники безопасности при хранении паролей, обзавестись антивирусом и системой противодействия вторжениям. Хорошим решением будет освоение операционной системы Linux.

Быть вежливым. Невозможно переоценить это качество, воспетое Сервантесом! Умение быть вежливым всегда, во всем и при любых обстоятельствах, способно творить чудеса. Даже самое большое недовольство вполне возможно высказать в вежливой форме. И съязвить тоже можно вежливо. Кто владеет этим искусством, тот застрахует себя как минимум от половины агрессии в свою сторону, в том числе и в сети.

Причины кибербуллинга

Причин для распространения подобного вида террора служит кажущаяся анонимность и безнаказанность, однако не многие знают, что за акты психологического насилия предусмотрена уголовная ответственность. Но вседозволенность и большие возможности сети лишь провоцируют к раскрытию уже имеющиеся качества или тенденции личности.

Как бороться с кибербуллингом

Важно помнить о том, что кибербуллинг, как и прямое психологическое насилие являются уголовно наказуемыми, и, несмотря на анонимность, трафики, история браузера и подобные вещи, предоставляемые интернет-компанией, при нанесении реального ущерба, довольно легко помогут установить реальную личность агрессора. Поэтому первоочередным для защиты от подобных атак является обучение грамотности поведения и сети.

При фактах угроз, преследований, шантажа и прочих вариантах необходимо сохранять страницу с данными сообщениями или материалами – лучше всего сделать скрин-шот или распечатать, чтобы остались доказательства, поскольку агрессор может потом все данные удалить. Единичные негативные акты, особенно от незнакомых, оптимально игнорировать – не получая должного отзыва и эмоциональной реакции, буллер не станет ввязываться в дальнейшее общение.

В случае продолжающихся атак в любом меседжере есть функция блокировки, также она присутствует во многих сетях и касается всего профиля. Такое прерывание общения может помочь избежать продолжения кибербуллинга, но бесполезно, если используется распространение видео или фотографий через другие сервисы общего доступа, например Ютуб. В этих случаях можно обратиться к администрации сайта, ведущим группы или чата, в зависимости от платформы размещения компрометирующей информации.

Никогда не стоит следовать требованиям агрессора, вступать в переговоры или пытаться откупиться – если нет понимания на уровне человеческого общения, то необходимо блокировать всякую связь и игнорировать поступающие сообщения. Содержание угроз, скорее всего, будет нарастать и тут главное удержаться и не ответить, тогда потеряв интерес, буллер оставит в покое жертву.